Женщина бальзаковского возраста — это сколько лет

Мы много раз слышали о термине «бальзаковский возраст» и примерно понимаем, что он значит. А вот сколько на самом деле таким женщинам лет, мало кто сможет ответить. В данном статье вы сможете найти подробную информацию о бальзаковском возрасте и узнать некоторые детали столь интересного определения.

Возраст женщины бальзаковского возраста

Самое интересное то, что такое определение существует только в нашей терминологии. И что мы сразу думаем, когда слышим подобное? Что женщине где-то за 45-50 лет? А ведь это далеко от правды!

На самом деле женщине бальзаковского возраста всего лишь 30 лет! Удивительно, ничего не скажешь. А ведь на самом деле так и есть.

От куда пришло определение

Легендарный писатель Оноре де Бальзак в свое время написал роман «Тридцатилетняя женщина», который описывает жизнь женщины, разрывающийся между долгом и любовью. В частности, в эпоху Бальзака все девушки, которые достигли 16 лет уже выходили замуж и имели семьи.

Конечно, тридцатилетняя женщина считалась в том время «старушкой». Также можно отметить как выразился Бальзак в своем романе «История двух калош», что женщина в сорок лет прибывает в неприятном положении.

Он также нередко упоминает женщину подобного возраста, как отцветшую красавицу, что значило конец ее красоте. Бальзак умел писать завуалированными фразами, где часто все просто додумывалось людьми, в том числе и его знаменитый роман «тридцатилетняя женщина». Ведь на самом деле прототип главной героини с книги был списан с Лоры де Берни, который на тот момент было 45 лет.

Бальзаковский возраст в современности

На данный момент «сроки» бальзаковского возраста перенеслись на 20 лет вперёд. Женщины стали намного умнее и опытнее, чем раньше. Они перестали выскакивать замуж в 16 в 18 лет, а все больше и больше строят карьеру и занимаются собой.

Теперь бальзаковский возраст – это 45-55 лет, где женщина начинает переживать свою второю молодость. И может не физически, но точно духовно и морально.

Сериал «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…»

  • Сериал вышел в России в 2004 году и насчитывает в себе 34 серии, разделенные на 4 сезона. Он рассказывает о прекрасных женщинах, которым уже далеко за тридцать, но они не унывают. Ведь возраст — это далеко не приговор.
  • Женщины всегда во всеоружии и не готовы упускать понравившегося мужчину, пусть даже из это ничего путного и не выходит. В сериале вы сможете увидеть красивую игру актеров, которые по-настоящему передают всю тяжесть, печаль, а также радости бальзаковского возраста.
  • Ведь по статистке именно в таком возрасте женщины начинают испытывать кризис личной жизни. Но героини сериала не собираются мирится со стереотипами и упорно ищут свое простое, женское счастье.

Женщина бальзаковского возраста - это сколько лет

«Бальзаковский возраст» – это сколько?

Осень – пора дат, связанных с возрастом. В первых числах сентября отмечается День бальзаковского возраста, а в начале октября  – Международный день пожилых людей. Но если со вторым всё более или менее понятно, то сколько лет человеку бальзаковского возраста ? За разъяснениями мы обратились к экспертам. Женщина бальзаковского возраста - это сколько лет

Годы ни при чём

Напомним, выражение «бальзаковский возраст» стало популярным после выхода романа «Тридцатилетняя женщина» французского писателя Оноре де Бальзака. Героиня произведения Жюли д’Эглемон независима, самостоятельна и свободна в проявлении своих чувств.

Кстати, в первые годы после публикации книги афоризм употреблялся иронически по отношению к женщинам, которые стремились походить на героиню бальзаковского романа. Но позже значение этого термина изменилось – касалось возрастных характеристик дам.

Сегодня его нередко применяют и по отношению к мужчинам.

– Изучая классическую зарубежную и русскую литературу, можно определить, что, по сути, бальзаковский, тургеневский, неважно какой, возраст, это не какая-то арифметическая величина, а подразумевается под этим величина аксиологическая, – говорит доцент кафедры русской и зарубежной литературы Сергей Минчик. – То есть речь идёт о ценностях, которые формируют личность человека на протяжении всей его жизни. И за жизнью главной героини романа «Тридцатилетняя женщина» Бальзак, а вместе с ним и читатели наблюдают с шестнадцатилетнего возраста. В 16 она выходит замуж за человека, в которого влюбляется, а потом разочаровывается. И таких мужчин в её жизни было несколько. То есть женщина бальзаковского возраста – это женщина, которая проходит через трансформацию собственных идеалов и разочарований в них в течение всей жизни, потому что умирает героиня Бальзака несчастной.

– То есть женщина бальзаковского возраста – это несчастная женщина?

– Это женщина, которую воспитывал отец, о матери которой мы ничего не знаем. Может поэтому нам непонятны некоторые поступки этой дамы.

Но мы прекрасно понимаем: если её с детства не научили любить, не передали ощущения того, что такое любовь, а любовь – это не просто какая-то симпатия, как Жюли кажется.

Любовь – это жертва, поступки, которые она не умеет совершать. И возраст здесь ни при чём.

– Маме Джульетты на момент описываемых Шекспиром событий было 28 лет, а Ромео и самой Джульетте – 14. Старухе-процентщице из «Преступления и наказания» Достоевского было всего 32 года. Анне Карениной на момент гибели – 28 лет, а её мужу Каренину, которого в начале романа описывают как старика, было всего 48. Сейчас это молодой мужчина, тоже можно сказать, «бальзаковского возраста»?

– Последняя глава романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» называется «Старость преступной матери». Потому что дочь Жюли тоже связала свою жизнь не с теми людьми.

А самой героине Бальзака на этот момент было 50 – старость по тем временам. Многим героиням русской классики тоже 16-18 лет, в принципе, это возраст женщины, готовой к браку.

Софье Фамусовой ( «Горе от ума») 17 лет, Татьяне Лариной («Евгений Онегин») – 16 лет…

– А сейчас в 50 лет жизнь у многих только начинается…

– Жизнь может начинаться и в 60, и в 70. По большому счёту, «бальзаковский возраст» – это возраст человека, который находится в поиске.

И Жюли д’Эглемон – это женщина, которая всю жизнь искала любовь и в результате так и не нашла её.

Почему? Потому что покупалась на советы косметологов, думала, что красоту можно купить, что надо пытаться её сберечь, остановить молодость. По себе могу сказать: я некрасивых женщин не видел, честно.

Кризис среднего возраста

– Рамки так называемого«бальзаковского возраста действительно сместились примерно на 10 лет, – говорит старший преподаватель кафедры социальной психологии Вера Густодымова.

– Если во времена Оноре де Бальзака под ним подразумевали возраст 30 лет, то сегодня даже с психологической точки зрения это уже период от 40, а иногда и 45 лет. Это средний возраст, когда женщины начинают испытывать определённый кризис.

У кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, временные рамки достаточно условные и продолжительные.

– Что делать, чтобы не стать жертвой этого кризиса и вообще собственного возраста?

– Нужно понимать, что любой кризис – это неплохо, это норма. Каждый человек в своей жизни проходит через определённый ряд кризисов. «Бальзаковский возраст» – это именно кризис среднего возраста. Да, люди достаточно тяжело его переживают, потому что происходит переоценка ценностей.

Для женщин это замужество, дети, как того требует общество. Если не сложилось, они, как правило, очень тяжело это переживают.

Ведь, оглядываясь на 18-20-летних молодых девушек, которые, безусловно, отличаются лёгкостью и беззаботностью,  женщина бальзаковского возраста понимает – уходит молодость, красота, а на замену им ничего не приходит.

– Как эту пустоту можно заполнить?

– Надо понять, осознать, что в каждом возрасте есть свои преимущества, и показать их миру.

В «бальзаковском возрасте» у женщины открываются новые ресурсы – настоящая женственность, сексуальность, внутренняя глубина, понимание каких-то своих достоинств, сильных сторон.

Да, современная медицина, косметология помогают женщине долго сохранять красоту и привлекательность. Но, кроме красивого тела, должны быть красивы дух, эмоции, чтобы, как говорят, глаза блестели.

– Женщина прекрасна в любом возрасте. Это аксиома или исключение из правил?

– Это аксиома. Правда, есть две категории женщин. Первая –  женщины-оптимисты, которые как раз таки стремятся использовать преимущества любого возраста, в котором они находятся. И тогда, действительно, они прекрасны всегда.

И вторая – это женщины, которые и в 30 лет могут постареть, считая, что ничего в жизни не добились и не добьются, что мужчины всё равно выбирают 18-20-летних. Уже в этом возрасте они впадают в уныние, их охватывает отчаяние, иногда это доходит до депрессии.

Тогда уже ни о какой любви, ни к себе, ни к другому человеку говорить не приходится.

– Любовь к себе – это плохо или хорошо?

– Любить женщину должен другой человек, у него всё равно это получится лучше, чем у  неё самой. И женщина должна любить кого-то или что-то, а не себя, – считает Сергей Минчик.

 – Любовь к себе – это хорошо, – убеждена Вера Густодымова. – Но, опять же, главное не переступить грань, не угождать своим порокам, наоборот, стремиться делать себя лучше, стараться развивать свои достоинства.

Бальзаковские женщины. Возраст любви. Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста (С. Ю. Нечаев, 2014)

Предисловие, или что такое женщина бальзаковского возраста

Бальзаковский возраст – это когда замуж уже не зовут, а в гроб еще рано.

Неизвестный автор

Возраст для женщины не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца своих дней.

Коко Шанель

Как видно из подобранных эпиграфов, отношение к бальзаковскому возрасту может быть самым разным. Так что же это такое и откуда появился этот весьма неоднозначный термин?

Любой филолог вам скажет, что термин «бальзаковский возраст» стал общеупотребительным после появления в 1831 году романа Оноре де Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

Героиня этого романа отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств.

В результате в первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского произведения.

К сожалению, позднее это значение термина забылось. Более того, термин приобрел какое-то шутливо-ироническое звучание, порой очень даже обидное для женщин. В результате бальзаковским возрастом стали называть возраст от 30 до 40 лет. Причем употреблялся этот термин не только по отношению к независимым женщинам, свободным в своих чувствах, но и ко всем женщинам примерно этого возраста.

Читайте также:  Кандидозный уретрит: диагностика и лечение

Это выражение активно используется в кино, книгах и СМИ. Достаточно назвать популярный телефильм «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», который содержит около сорока серий. Но в настоящее время многое изменилось со времен Бальзака.

Прежде всего, если в XIX веке к 30 годам женщина уже должна была иметь детей юношеского возраста, то сейчас 30 лет – это для многих только возраст вступления в брак. Да и современная косметология стала творить такие чудеса, что понятие «бальзаковский возраст» еще более сдвинулось – в сторону 40–45 лет.

Типичный пример – известная поговорка: «В сорок пять – баба ягодка опять!»

Разные люди вкладывают в эту фразу совершенно различный смысл. Одни считают, что женщина бальзаковского возраста – это женщина, имеющая жизненный опыт и свое собственное суждение о многих житейских и не только ситуациях. Другие уверены, что это женщина в самом расцвете, уже не девочка, но еще не начавшая увядать.

А что же Бальзак? Он прекрасно умел использовать женщин, которые любили его и были старше по возрасту. Сам он родился 20 мая 1799 года. Его первая женщина, Лора де Берни, родилась 23 мая 1777 года, то есть была на 22 года старше.

  • Герцогиня Лора д’Абрантес родилась в 1784 году, и она была на 15 лет старше Бальзака.
  • Зюльма Карро родилась в 1796 году, и она была всего на 3 года старше Бальзака.
  • Маркиза де Кастри тоже родилась в 1796 году, и она была на 2,5 года старше Бальзака.
  • Эвелина Ганская родилась в 1801 году, и она была моложе Бальзака.
  • А графиня Гидобони-Висконти вообще родилась в 1804 году.

Что это за женщины? Это вы узнаете, прочитав книгу. Но одно точно – все они сыграли очень важную роль в жизни великого писателя. Более того, именно они помогли ему стать великим писателем.

Как видим, разница в возрасте Бальзака и его очередной женщины снижалась. Но все они были типичными женщинами «бальзаковского возраста». Самый типичный пример – Лора де Берни. Когда они познакомились, Бальзаку было 23 года, а ей – 45 лет.

Лора д’Абрантес была моложе Лоры де Берни. Но с Бальзаком они познакомились, по разным данным, в 1825 или в 1829 году. То есть герцогине тогда был или 41 год, или все те же 45 лет.

Анриетта де Кастри была еще моложе, но когда Бальзак начал встречаться с ней, ей было 36 лет. С Зюльмой Карро он начал переписываться, когда той исполнилось 33 года, Эвелине Ганской, ставшей потом женой Бальзака, когда писатель повстречался с ней, было 32 года, да и графине Гидобони-Висконти, когда они познакомились, был 31 год.

Итак, мы видим, что и в биографии самого Бальзака значимым для него женщинам было от 31 года до 45 лет. И это в момент, когда они знакомились, ибо потом, в процессе общения, все они становились только старше.

И это удивительно, ведь в те времена женщины старше 30 лет уже просто обязаны были быть замужем (тогда девушки выходили замуж в 14–18 лет).

Поэтому считалось, что 30-летняя женщина уже вроде бы как и не имеет права на любовь…

Впрочем, как уже говорилось, к середине прошлого столетия временные рамки бальзаковского возраста уверенно сдвинулись к 40 годам, а потом и еще дальше.

Почему все эти женщины так привлекали Бальзака? Потому что они были взрослыми, опытными, вполне сложившимися натурами. Ему нужно было что-то брать от них, и он брал.

У кого-то – деньги, у кого-то – полезные советы или знакомства. Короче, он их использовал в своих собственных интересах.

А что возьмешь с 18-летней дурочки? Да, она может быть прекрасной, как цветок, но чем она может помочь, поддержит ли в трудную минуту…

Ну а с чисто социальной точки зрения сегодня бальзаковский возраст женщины означает для нее полную свободу. Она уже многое имеет, дети (если они есть) подросли, и женщина может вновь подумать о себе.

Она может распределять день по своему собственному усмотрению и посвящать больше времени своим любимым занятиям. Женщина в этом возрасте становится мудрее, она уже научилась разбираться во многих вопросах.

Ведь в ее распоряжении – огромный жизненный опыт, которого просто не может быть у 18-летних.

И главное, женщину бальзаковского возраста уже меньше беспокоит плохое поведение мужа, ведь в 40–50 лет многие мужчины уже имеют приличный животик и злоупотребляют алкоголем.

А порой и гуляют на стороне… И если для 18-летней девушки это катастрофа, то женщина бальзаковского возраста на это смотрит уже совсем по-другому. Она же личность, ее жизненные интересы давно обрели четкость, и она способна радоваться жизни самостоятельно. Как говорится, «что-нибудь из двух: вас любят или не любят.

В обоих этих крайних случаях ревность оказывается совершенно бесцельной». Кстати, знаете, кто это сказал? Между прочим, Оноре де Бальзак.

Американские психологи, проводившие опрос среди женщин бальзаковского возраста относительно их жизнеощущения, с удивлением для себя узнали, что почти все женщины в этот период жизни живут беззаботнее и свободнее, чем раньше, и только теперь могут по-настоящему наслаждаться жизнью.

Да и опросы в нашей стране показывают, что женщины бальзаковского возраста более уверены в себе и более независимы. В большинстве своем они не думают о старости, не записывают себя в старухи. Пока здоровье позволяет, они наслаждаются окружающим миром и жизнью. Ведь человеку именно столько лет, на сколько он себя ощущает.

Сейчас даже русские женщины, которым давно надоело останавливать на скаку коней и входить в горящие избы, научились любить себя. И посмотрите, кто сейчас в основном заполняет тренажерные залы, посещает выставки и ездит на экскурсии… Закрасить седину сейчас – не проблема.

Сбросить пяток лишних килограммов – тоже. И нормальная женщина бальзаковского возраста уже не позволит себе быть «разведенной» каким-то юнцом из провинции, она сама кого угодно «разведет», особенно молодого и неопытного.

И использует она его так технично, что мужчина при этом будет уверен, что это он ее использовал…

А, кстати, вы заметили, что термин «бальзаковский возраст» не употребляется в отношении мужчин? И это потому, что современные мужчины в 40–50 лет в большинстве своем представляют собой весьма жалкое зрелище.

А на некоторых и в 30 лет без смеха не взглянешь. Это и понятно, ведь путь к их сердцу лежит через желудок, и молчаливы они лишь потому, что им нечего сказать, и от мальчишек они отличаются лишь стоимостью своих игрушек.

И пусть вести здоровый образ жизни модно, но они-то за модой не гонятся…

И что удивительно, именно такие вот мужчины очень любят говорить про женщин бальзаковского возраста с оттенком презрения, связывая его с физическим и психологическим увяданием и развивая в женщинах комплексы по поводу собственного возраста.

А что тут комплексовать? Ведь «женщина всегда на семь лет моложе, чем утверждают ее подруги, и на пять лет старше, чем дают ей мужчины». Это Джина Лоллобриджида сказала, одна из красивейших женщин на свете, секс-символ 50-х гг. Она, кстати, родилась в 1927 году, и ей сейчас далеко за восемьдесят…

Правда, есть и иные мнения. Например, вот такое:

«И вот, нежданно-негаданно, ты становишься женщиной среднего возраста. Никто не замечает тебя. Ты обретаешь удивительную свободу – свободу человека-невидимки».

А это слова английской писательницы Дорис Лессинг. Но она, между прочим, родилась в 1919 году, а Нобелевскую премию по литературе получила в 2007 году, то есть в 88 лет.

Так что правы те, кто считает, что в пятьдесят жизнь только начинает заканчиваться. Ну и, конечно, «каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает».

А это уже слова знаменитой Коко Шанель, которая умерла в 1971 году в возрасте 87 лет.

А что же Бальзак? Да, он использовал женщин бальзаковского возраста. Он стал тем, кем стал, во многом именно благодаря им. Но, кстати, последняя его женщина, Эвелина Ганская (практически наша, между прочим, соотечественница), когда Бальзак умер 18 августа 1850 года, печалилась недолго.

Сначала она нашла утешение в объятиях молодого литератора Жюль-Франсуа Шамфлёри, изучавшего жизнь и творчество Бальзака, а затем, в 1852 году, стала любовницей художника Жана Жигу.

Ей тогда был 51 год, а умерла она в возрасте «за восемьдесят», прекрасно подтвердив тезис о том, что хороши женщины, не скрывающие своего возраста, но еще лучше те, которым и незачем это делать.

И кто после этого скажет, что после пятидесяти женщина оказывается на излете своей сексуальной привлекательности, за порогом своего женского счастья…

А вот Лора де Берни умерла в 1836 году в возрасте 59 лет. Она так и продолжала любить Бальзака, а он в это время веселился с другой женщиной. Да, он любил Лору, но по-своему. Слишком уж «по-своему». Она стала ему больше чем матерью. Она всегда поддерживала его словом и делом. Она думала о нем даже в последние минуты своей жизни.

В психологии это называется «якориться». Под этим подразумеваются события или люди, когда-то вызвавшие у человека сильные эмоции, а потом зафиксированные его бессознательным и многие годы спустя вызывающие схожую эмоциональную реакцию.

«Якориться» неправильно, а порой и весьма опасно. «Заякоренную» эмоцию можно и нужно перебивать другой сильной эмоцией или, в конце концов, каким-то делом.

Недаром же меньше всего депрессий бывает у людей в деревне, ведь им надо и корову подоить, и дрова наколоть, и печь растопить, и за водой сходить – короче, куча дел, переживать некогда.

А в городе «не якориться» женщинам помогает карьера, а также такое универсальное средство, как дети и внуки, в которых многие, став мамами и бабушками, растворяются практически полностью.

Но проблема Лоры де Берни была гораздо сложнее, ведь Бальзак был на 22 года ее моложе. Это для женщин бальзаковского возраста нередко становится вопросом непреодолимым. Тут очень часто происходит трансформация ума и характера, ибо увядающая женщина проецирует на значительно более молодого партнера свою, как ей кажется, последнюю любовь.

Читайте также:  Как быстро восстановить поврежденные волосы на голове

Дело в том, что молодая женщина всегда сексуально одаривает молодого мужчину (я молода и красива, и тем самым я уже есть счастье) и требует за это благодарности.

А вот женщина бальзаковского возраста уже понимает, что и ее возлюбленный в равной мере осчастливливает ее. Если он намного моложе, то он дарит ей свою мужскую силу, свое тело, свое внимание.

И она учится принимать этот дар, учится быть за него благодарной. Она становится мудрее…

И хорошо, когда между молодым мужчиной и женщиной бальзаковского возраста в главном имеет место некий паритет: она – ему, а он – ей. И плохо, когда этот паритет нарушается. К сожалению, большинство мужчин откровенно не ценят опыт и душевное богатство той, которая «уже достигла вершины своей горы жизни и начала спуск в долину женского забвения».

Их этому просто не научили. А ведь любовь уже стареющей женщины может стать исключительным счастьем для мужчины. У таких женщин любовь – как лебединая песня. И тут ценится все… Как в последний раз… И любой пастушок может показаться принцем.

А если женщина бальзаковского возраста опытна и мудра, она, конечно же, видит, что никакой это не принц, но… она так рада обманываться…

О первой любви много всего написано. О последней – гораздо меньше. А между тем именно последняя любовь женщины, женщины мудрой и опытной, – это любовь исключительная, ибо стареющая женщина умеет мужчину любить. Умеет его ценить. Умеет быть ему благодарной.

Жаль только, что не все мужчины понимают это. Вот и Бальзак сменил женщину, которая была на 22 года его старше, на ту, что была старше «всего» на 15 лет. А потом – на два-три года… А потом нашел себе тех, кто помоложе.

Но вот стал ли он от этого счастливее…

«Бальзаковский возраст» – это сколько? – Новости Гагаузии

В ранней юности выражение «дамы бальзаковского возраста» звучит для нас как деликатный или, напротив, саркастический намек на женскую старость.

Откуда взялось это словосочетание и что оно означает на самом деле? Посетители интернет-форумов иногда спорят на тему: «Бальзаковский возраст — это сколько?» Как правило, дамы настаивают на том, что данное определение относится к возрасту 30-40 лет.

Мужчины в большинстве своем считают, что женщине «бальзаковского возраста» гораздо больше лет: от 40 и старше.

Разница в толковании смысла данного выражения определяется тем, как современные люди воспринимают понятие «зрелость».

Итак, «бальзаковский возраст» — это сколько? Некоторые наши современники по простоте душевной глубоко убеждены, что «женщина бальзаковского возраста» — это дама, которой столько же лет, сколько было первой любовнице юного Оноре.

Сегодня, когда молодежь уже мало читает классиков, предпочитая в лучшем случае ознакомиться с адаптированным изложением основной сюжетной линии в сокращенном варианте, вопрос «бальзаковский возраст — это сколько лет?», вызывает оживленные споры.

Масла в огонь подливают публикации статей о бурной личной жизни писателя. В погоне за жареными фактами, недобросовестные «знатоки» не торопятся проверять подлинность информации.

Одни утверждают, что у Бальзака в молодости был роман с женщиной 42 лет, другие настаивают на том, что ей было 53 года.

Следовательно, возникает путаница в попытках определения понятия «бальзаковский возраст». Это сколько: 42 или 53?

Но неправы ни те, ни другие. В 1842 году Оноре де Бальзак опубликовал произведение под названием «Тридцатилетняя женщина». Этот роман о возвышенном чувстве «запретной любви», которое противопоставлялось примитивному сосуществованию в законном браке, вызвал в обществе отклик и умножил популярность автора.

В наше время мало кому придет в голову назвать тридцатилетнюю женщину старой.

Статистические исследования последних лет подтверждают факт, что именно в этот возрастной период женщины становятся наиболее сексуальными, а умение следить за собой в сочетании с возможностью вести активный образ жизни делают наших современниц неотразимыми и в гораздо более зрелом возрасте.

Но не стоит забывать, что в бальзаковскую эпоху женщина была бесправным существом, и ее жизнь проходила в замкнутом пространстве между кухней, детьми и церковью. Только удачный брак мог принести женщине счастье. Девушка считалась перспективной невестой лишь до 18-19 лет. В 20 лет и старше шансы выйти замуж существенно уменьшались.

А уж незамужняя тридцатилетняя женщина и вовсе мало кого интересовала, ее жизнь однообразно тянулась под лозунгом: «замуж – поздно, умирать — рано». Но и семейная жизнь редко у кого была счастливой. Поскольку при заключении брака самым существенным вопросом был финансовый, невеста чаще всего оставалась не более чем удобным многофункциональным приложением к контракту.

Без права на собственное мнение, жена становилась живой игрушкой в руках мужа.

Замужняя женщина тридцати лет считалась глубокой старухой, хотя вполне могла блистать на балах, подчеркивая высокое общественное положение своего супруга. Ей разрешалось быть привлекательной и в то же время недоступной для других мужчин.

Хорошее воспитание, широкий кругозор, природный ум, разностороннее образование и печальная необходимость быть собственностью престарелого мужа, который не заботится об удовлетворении сексуальных, эмоциональных и духовных потребностей своей супруги – такова участь героини Бальзака.

Таким образом, на вопрос «бальзаковский возраст — это сколько?» правильный ответ – после тридцати. Именно такие женщины нравились Оноре де Бальзаку.

В возрасте 30 лет, по мнению писателя, женщина созревала телесно и духовно для гармоничных семейных отношений, но, по несчастью, в условиях порочного буржуазного общества была вынуждена раньше времени стариться и увядать в законном браке с нелюбимым мужем или под страхом разоблачения вести двойную жизнь.

источник

Сколько лет женщине бальзаковского возраста на самом деле

Многие женщины в юности воспринимают выражение «Женщина бальзаковского возраста», как чуть ли не оскорбление. Многие считают, что это определение для увядающих старых женщин, и отсюда такая реакция. Но правильная ли это трактовка?

Откуда взялось выражение

Для начала стоит разобраться с тем, откуда взято вообще выражение «Бальзаковский возраст». Большинство помнит, что Бальзак – это известный писатель, но при чем тут он?

В 1842 году Оноре де Бальзак, который, по слухам, в юности был влюблен в женщину 42 лет, выпустил в свет роман «Тридцатилетняя женщина». Роман был посвящен запретной любви, и его восприняли очень тепло в основном именно женщины.

Интересно! Сегодня мало кто считает женщину за 30 лет старой, и потому непонятно, откуда стереотип об увядании. Ответ кроется в среднем возрасте жизни во времена, когда жил Бальзак.

В те годы женщина после 30 обычно уже имела нескольких детей, рожденных в законном браке, и представляла собой умудренную жизнью особу, которая готовилась скоро стать бабушкой.

Замуж выходили до 19 лет, и после 20 лет женщина с трудом уже могла найти себе жениха

Так сколько ей лет?

Таким образом, «бальзаковский возраст» женщины, воспетой Бальзаком в популярном романе, составляет примерно 30-40 лет. В современном мире это достаточно молодой возраст, и многие к 30 годам только решаются завести семью!

Именно потому следует бороться со стереотипом – «бальзаковская женщина» сегодня достаточно молодая, и отличает этих женщин ряд характеристик:

  • хорошие воспитание и образование, что восхищало писателя в его любимых;
  • развитая духовно личность, которая уже имеет сформированные системы ценностей;
  • готовая морально женщина для того, чтобы построить гармоничные семейные отношения.

Можно сделать вывод, что с наступлением «бальзаковского возраста» у современных женщин жизнь на самом деле только начинается.

Основные перемены, с которыми она сталкивается – это достаточная свобода и самостоятельности по жизни, что позволяет ей сформировать уверенность в себе и независимый характер.

Именно такая женщина способна ответственно отнестись к семейным отношениям и построить семью максимально правильно.

Несправедливо считать, что «бальзаковский возраст» – это глубокая старость и увядание. Современные медицина и косметология позволили продлить среднюю продолжительность жизни более чем до 60 лет! Это значит, что после 30 женщина проходит только «экватор» своей жизни, и это самый что ни на есть расцвет.

Бальзаковский возраст

По Рунету блуждает викторинный вопрос с подвохом: «Что такое бальзаковский возраст?» Ответ неожиданный: «Тридцать лет», – поскольку, дескать, выражение связано с романом Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

Действительно, в справочнике Ашукиных «Крылатые слова» (1955) этот роман указан как источник выражения. Однако здесь же отмечено, что речь идет о «возрасте 30–40 лет». Я бы добавил: «и более позднем».

Может быть, поначалу «бальзаковский возраст» был меньше? Попробуем разобраться.

Роман «Тридцатилетняя женщина» (1842) составлен из новелл, которые публиковались с 1830 года.

Третья новелла, опубликованная в 1832 году, называлась «В тридцать лет»; в следующем году она вышла в России отдельным изданием под заглавием «Женщина в тридцать лет».

Но уже в 1836 году писатель и критик Жюль Жанен заявил об открытии Бальзаком – нет, не тридцатилетней женщины, а «женщины от тридцати до сорока лет, и даже старше!».

Женщина тридцати сорока лет слыла в прошлом неподвластной страстям, а следовательно, не существовала ни для романа, ни для драмы; сегодня же, благодаря этим триумфальным открытиям, сорокалетняя женщина царит в романе и драме полноправно и единолично. (…) Сорокалетняя женщина вытеснила из литературы шестнадцатилетнюю барышню.
(Рецензия на водевиль Ж. Ансело и П. Фуше «Соперница» в газ. «Journal des debats» от 28 ноября 1836 г.; вторая цитата – в переводе Веры Мильчиной)

С самого начала женщина, «открытая» Бальзаком, виделась в России, как и во Франции, преимущественно сорокалетней.

В повести Владимира Соллогуба «История двух калош» (1839) читаем: «В сорок лет, что ни говори Бальзак, женщина в неприятном положении».

В повести Сергея Победоносцева «Милочка» (1845) упоминалась «отцветшая бальзаковская сорокалетняя красавица». (Выражение «сорокалетняя красавица» стоит запомнить – мы его встретим ниже.)

Тогда же рецензент «Отечественных записок» повторил слова Жюля Жанена, назвав Бальзака «литературным Христофором Коломбом», который «открыл сорокалетнюю женщину»: “Дайте Бальзаку сорокалетнюю женщину, бледную, желтую, хилую, болезненную, пусть даже она будет с горбом или хромает, – ничего! она вмиг явится очаровательным созданием: романист парадоксист оденет ее с изящным вкусом (…); вы ослеплены, очарованы, пред вами не женщина зрелого возраста, желтая и безобразная, – перед вами ангел, волшебница, сама Венера.”
(«Новый роман Бальзака», «Отечественные записки», 1845, № 1)

Читайте также:  Как покрасить искусственные волосы на заколках и париках

В таком случае при чем здесь «Тридцатилетняя женщина»?
Прежде всего напомним, что определение «тридцатилетняя» тогдашний читатель понимал как галантное обозначение женщины в возрасте за тридцать, а пожалуй, и далеко за тридцать. Критик парижского «Артистического журнала» язвительно замечал:

Ни для кого не тайна, что женщина переходит от двадцати девяти лет до шестидесяти без промежутков и что тридцатилетняя женщина существует только в фантастическом воображении г-на де Бальзака.
(«Journal des artistes», 1838, № 1, рецензия на водевиль Ж. Б. Розье «В тридцать лет, или Рассудительная женщина»)

На исходе XIX века о том же говорил Оскар Уайльд: «Ей все еще тридцать пять с тех самых пор, как ей исполнилось сорок» («Как важно быть серьезным», 1895).

Паспортов тогда не было, и дамы легко сбавляли себе возраст. 32 летняя Эвелина Ганская на первой встрече с Бальзаком выдавала себя за 27 летнюю, т. е. 30 летней она стала лишь в 35.

В маркизе д’Эглемон, героине новеллы «В тридцать лет» (1832), осведомленные парижане находили сходство с графиней де Берни, возлюбленной молодого Бальзака, а ей в начале их романа было даже не сорок, а сорок пять, и она уже успела стать бабушкой.

Едва ли не центральное место занимает в этой новелле сравнение девушки со зрелой женщиной, причем безусловно в пользу последней:
“Тридцатилетняя женщина идет на все, а девушка из девичьего страха вынуждена перед всем отступать.

В эту пору она уже обладает необходимым тактом, умеет затронуть чувствительные струны мужского сердца и прислушаться к их звучанию.

Женщины знают тогда цену любви и дорожат ею, боясь утратить ее; в ту пору душу их еще красит уходящая молодость, и любовь их делается все сильнее от страха перед будущим.”

(Перевод А. Худадовой)

Гораздо менее известно, что в том же 1832 году Бальзак воспел и сорокалетнюю женщину – в новелле «Поручение» из цикла «Сцены из частной жизни».

Герои новеллы переживают «то время, когда кажутся всего обаятельней женщины известного возраста, иными словами, женщины между тридцатью пятью и сорока годами»; «встречается немало сорокалетних женщин более молодых, чем иные двадцатилетние»; «мы признались друг другу: он – в том, что госпоже такой то тридцать восемь лет, а я, со своей стороны, в том, что страстно люблю сорокалетнюю» (перевод М. Столярова).

Неудивительно, что с 1830 х годов Бальзак – любимый автор не только французских, но и русских дам.

В повести Михаила Загоскина «Три жениха» (1835) упоминаются только что доставленные из Парижа в некий губернский город «две французские книги в синей красивой обертке: это были “Сцены из приватной жизни”, сочинение г.

Бальзака» (заметим: те самые «Сцены…», в которые включена новелла «Поручение»). Прибывшая из Москвы дама восторженно восклицает: «Но Бальзак!.. Ах, Бальзак!! В Москве нет ни одной порядочной женщины, которая не знала бы его наизусть».

В 1838 году вышла в свет повесть «Сорокалетняя женщина» Шарля де Бернара, друга и ученика Бальзака. В том же году эта повесть – под измененным заглавием «Сорокалетняя красавица» – появилась в «Библиотеке для чтения», самом популярном тогдашнем русском журнале.

Повесть де Бернара еще более утвердила представление о «бальзаковской женщине» как сорокалетней.
А в следующем, 1839 году, вышел роман Бальзака «Беатриса». Одной из главных героинь романа была сорокалетняя мадемуазель де Туш, «списанная» с Жорж Санд.

Бальзак превозносит ее до небес: “Юности свойственно лакомиться зрелыми плодами, а ими богата щедрая осень женщин.

…Их преданность безгранична; они слушают вас, они любят вас, наконец, они хватаются за любовь, как приговоренный к смерти цепляется за какой нибудь пустяк, связывающий его с жизнью; (…) словом, абсолютную любовь можно узнать только через них.”

(Перевод Н. Жаркова)

Само выражение «бальзаковский возраст» чисто русское: оно неизвестно в других языках, включая французский.

Появилось оно не сразу, а лишь в последние десятилетия XIX века, например, в юмореске Чехова «От нечего делать» (1886): «Ах ты, бесстыдница! Впрочем, что ж? Бальзаковский возраст! Ничего не поделаешь с этим возрастом!»; «Бальзаковская барыня и психопатка». Героине юморески 33 года, и ее причисление к «бальзаковским барыням» – отчасти следствие сильнейшего раздражения ее мужа, заставшего жену целующейся с молодым человеком.

Примерно к тому же времени относится эпизод из воспоминаний Марии Павловны Чеховой. Левитан неожиданно объяснился ей в любви; она рассказала об этом брату.

Тот ответил: «Ему нужны женщины бальзаковского возраста, а не такие, как ты». Это выражение было тогда новым.

«Мне стыдно было сознаться, – вспоминает Мария Павловна, – что я не знаю, что такое “женщина бальзаковского возраста”, и в сущности я и не поняла смысла фразы Антона Павловича».

Такой женщиной была, как известно, художница Софья Кувшинникова – прототип чеховской «Попрыгуньи». Их роман с Левитаном начался, когда ей было сорок, а Левитану – двадцать восемь.

В романе Лескова «Некуда» (1864) говорилось о «страстных женщинах бальзаковской поры» («пора» здесь синоним «возраста»), а в очерке Некрасова «Петербургские углы» (1845) – о женщине «бальзаковской молодости».

У Салтыкова Шедрина, так же как у Некрасова и Лескова, «бальзаковская женщина» дается в сугубо ироническом контексте:
«– Сорок годков изволили получить! Самая, значит, пора!
Я делаю чуть заметный знак нетерпения.
– По Бальзаку, это именно настоящая пора любви.

Удивительно, говорят, как у этих сорокалетних баб оно знойно выходит…»
«Я, твоя бедная мать, эта сорокалетняя женщина, cette femme de Balzac, comme dit le Butor! [бальзаковская женщина, как говорит Butor]». («Благонамеренные речи», гл. «Еще переписка», 1874.

)
Никакого сколько нибудь известного Бютора не существовало, как не существовало во Франции выражения «femme de Balzac».

Прообраз оборота «бальзаковский возраст» мы находим уже в 1837 году в журнале «Библиотека для чтения» (т. 21, обзор «Французский театр в Париже»).

Рецензируя одноактную комедию «Дамы благотворительницы» Феликса Арвера, обозреватель журнала недоумевал, зачем понадобилось автору сделать своих героинь «женщинами в зрелых и даже перезрелых летах; женщинами, которые перешли уже бальзаковскую грань женской молодости – роковую грань, за которою уже не цветут никакие розы, и только витают морщины» (курсив мой. – К.Д.).

Сорокалетняя влюбленная женщина встречалась в литературе и раньше.

В XVIII веке Генри Филдинг писал о ней почти теми же словами, что и Бальзак: “…Благоразумная страсть, которую женщина в этом возрасте чувствует к мужчине, во всех отношениях разнится от пустой детской любви девочки к мальчику, которая часто обращена только на внешность и на вещи ничтожные и преходящие…”
(«Том Джонс» (1749), кн. I. гл. 11; перевод А. Франковского)

Разница только в том, что у Филдинга это чистый сарказм, а вовсе не панегирик.
Леон Гозлан в мемуарном очерке «У Бальзака» (1853) заметил, что Бальзаку удалось «неопределенно продолжить в них [женщинах] возраст возможности любить и особенно быть любимыми» (цитирую по переводу в «Библиотеке для чтения», 1854, № 2).

Об этой бессмертной заслуге французского романиста говорит и русская дама в повести Владимира Зотова «Между Петербургом и Москвою» (1853):

Со смертью Бальзака кончились в литературе все апотеозы сорокалетних красавиц. [Опять таки отметим этот оборот, повторяющий заглавие русского перевода повести Бернара. – К.Д.] Только его гений мог сделать интересною женщину этих лет. Неблагодарные женщины, мы и не подумали воздвигнуть ему памятник в награду за один из самых смелых подвигов, о которых когда нибудь упоминалось в истории!

Источник: Душенко К. В., История знаменитых цитат, М., КоЛибри, 2018

Еще из рубрики «Французские авторы»

Бальзаковский возраст это сколько лет

Взгляд на возраст сейчас и раньше — две разные вещи. Многие молодые женщины удивятся, узнав, сколько это — бальзаковский возраст.

Кажется, будто речь идет об уже пожившей и умудренной опытом женщине. Но на самом деле, это от 30 до 40 лет — период, который по современным меркам считается самым плодотворным в жизни человека.

И все дело в существенном различии периода прошлого века с настоящим.

Во времена Оноре де Бальзака, который написал шедевр «Тридцатилетняя женщина», юными красавицами считались девушки 16 лет. В эти годы они выходили замуж, рожали детей, блистали в обществе. А потом все – период угасания. После 20 лет девушка уже была отнюдь не юной, а в 30−40 лет считалась если не старухой, то уже пожилой.

Современный взгляд на возраст изменился кардинально, а выражение осталось. Говоря о бальзаковском возраста в наши дни, специалисты склоняются больше к 45 годам. Причем в последние годы намечается тенденция его увеличения до 50−55 лет, потому что отношение к тридцатилетним уже давно не соответствует понятию.

Возрастная психология значительно развилась со времен Бальзака. Согласно науке, в период с 30 до 40 лет люди испытывают тяжелейший кризис среднего возраста. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, но подавляющее большинство женщин переживает серьезную переоценку ценностей именно в бальзаковском возрасте.

В «Тридцатилетней женщине» 30 лет рассматривались как возможность стать самостоятельной, пережить вторую молодость. Сегодня – это период кризиса, сложнейшей перестройки личности, соотношения желаемого и того, что уже удалось достичь.

А вторая молодость для современных женщин наступает после 40, даже ближе к 50, именно поэтому сроки бальзаковского возраста перенеслись на 10−20 лет.

Но самое интересное заключается в том, что с каждым десятилетием «бальзаковский возраст» продолжает сдвигаться.

Да что говорить, в большинстве странах Европы женщины в 60 и в 70 лет считают, что их жизнь только началась: они прекрасно себя чувствуют, много путешествуют и наслаждаются каждым днем.

Кроме того, уже давно для представительниц прекрасного пола возраст не является помехой к тому. чтобы хорошо выглядеть и модно одеваться.

В 20 и даже в 30 лет молодые женщины и так красивы. Но ближе к 40, даже если у вас отличная генетика, все-таки начинают происходить изменения кожи.

Однако косметология не стоит на месте, так что при правильном уходе и в 50 можно выглядеть не хуже любой тридцатилетней.

Главное — следить за собой и своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, не нервничать, пользоваться косметикой на натуральной основе. И, конечно, любить себя!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector