Ребёнок в неполной семье — особенности поведения

1
Брага Е.О. 1
1 Донецкий национальный университет (ДонНУ)
Рассмотрены и проанализированы основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера формирования представления об отцовстве у юношей из неполных семей. Раскрыты основные причины отсутствия отца в семье объективного и социального характера.

Описаны особенности восприятия ухода отца из семьи в зависимости от возрастной градации. Рассмотрены основные типы отношений в семье в соответствии с позицией матери касательно отсутствующего отца. Проведено сравнение личностных особенностей юношей из полных семей и их сверстников из семей, в которых отсутствует отец.

В соответствии с полученными результатами необходимо отметить, что данная проблема является широко распространенной и актуальной для дальнейшего изучения. Имеющиеся концепции касательно рассматриваемого вопроса дают большое количество информации, полезной в работе семейных психологов.

неполная семья. личностные особенности
1. Белогай К.Н.

Структурные компоненты родительского отношения личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2006. — 181 с.
2. Евсеенкова Е.В. Опыт исследования продуктивного отцовства в рамках работы с тренинговой группой // Феноменология потребностей современного человека : тезисы докл. на теоретико-практической конференции. – Кемерово, 2009. – С. 113-114.
3. Калина О.Г.

, Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. — 2006. — № 1. – С. 87-100.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М. : Гардарики, 2004. — 320 с.
5. Кон И.С. Этнография родительства. – М. : Смысл, 2000. — 120 с.
6. Мухина B.C. Возрастная психология.

Феноменология развития . — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2006. — 608 с.
7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М. : ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.
8. Семенюк Н.И. Сценарий родительского собрания для пап // Классный руководитель. – 2005. — № 3. — С. 50-57.
9. Семушина С.А.

Роль отца в формировании личности ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/549311/ (дата обращения: 16.04.2013).

Введение

Рост числа разводов и неполных семей, современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся практика воспитания детей в лесбийских парах [1] все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании для психического развития детей, их сексуальной идентичности, эмоционального благополучия [1]. Падает влияние отца в случае развода. Современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев — матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, прерыванию идентичности, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем. По словам разведенных отцов, только треть из них видит своих детей часто и может заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение пессимистичнее, говоря об отсутствии отношений между отцом и ребенком вдвое чаще. Причина этого — не в нежелании отцов, а в настрое разведенных женщин. Лишь 17% опрошенных женщин сказали, что хотели бы более частых контактов отца с детьми, а 41% предпочли бы, чтобы таких контактов не было вовсе [9].

  • В рассмотренной литературе существуют различные концепции отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве, однако научная новизна данной работы состоит в систематизации проанализированных знаний с целью комплексного их рассмотрения.
  • Цель работы: проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве.
  • Задачи работы:
  • 1) рассмотреть основные особенности отсутствия отца в семейной структуре;
  • 2) раскрыть сущность представления об отце у ребенка;
  • 3) систематизировать концепции различных авторов по поставленной проблеме.
  • Для написания данной статьи автором использовался системный метод психологии, в частности его целостный тип, с целью более детального и целостного рассмотрения проблемы.

Говоря об отсутствии отца в семейной структуре, следует отметить, что этому могут быть несколько причин. Объективная причина — изначальное отсутствие отца в семейной структуре или же его смерть. В последнем случае, возможно, ребенок имел какой-либо опыт взаимодействия с этим родителем, в зависимости от возраста ребенка, в котором отец ушел из жизни.

Однако всё чаще отсутствующим отцом называют мужчин, которые не в силах принимать должного участия в воспитании по социальным причинам: развод супругов в большинстве случаев создает дистанцию близким взаимоотношениям отца и ребенка.

Другая причина коренится в необходимости много работать, и тогда ребенок практически не видит своего отца, количество их контактов минимально.

Есть также влияние субъективного отношения мужчины к воспитательским обязанностям, когда физически он находится в семье, располагает свободным временем, но добровольно отстраняется от контактов, и в данном случае степень его вовлеченности достаточно низкая.

Следует отметить, что для маленького ребенка в возрасте 1-2 лет лучше всего вообще оборвать контакты с родителем, покинувшим семью по различным причинам, пока еще нет прочных связей.

Здесь имеются следующие аргументы: отношения создаются с первых дней жизни ребенка, если родители заботятся о нем и удовлетворяют его физические и психические потребности.

Отсутствие одного из родителей ребенок воспринимает как потерю, даже если он пока не может это выразить.

Если дети ко времени развода уже достаточно взрослые, родному отцу особенно трудно перестать считаться отцом.

Дети по-прежнему называют его папой, он становится «старым» отцом, и многие дети даже гордятся тем, что у них два отца. Но характер отношений с ребенком должен измениться, чтобы не причинять вреда ребенку и его новой семье.

Необходимо иметь в виду, что новый воспитатель не может просто перенять методы, тон и стиль ушедшего из семьи родителя.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жилн с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями [8].

Психологические исследования также показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении. Дети «холодных», эмоционально отстраненных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально.

Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [6].

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце, строить воспитание, будто его и не было.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца, изжить положительные впечатления о нем у ребенка. Она всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, что семья неполная только из-за него.

Третий тип воспитания без отца требует от женщины выдержки, самоконтроля, связан с созданием у ребенка представления об отце как об обычном человеке, с достоинствами и недостатками [7].

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, робки [4]. B.C.

Мухина утверждает, что отсутствие отца способно повлиять на характер мальчика, формируя у него покорность, беспечность, изнеженность [6]. Важно общение мальчика со взрослыми мужчинами — дедушкой, дядей, друзьями.

Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев рассматривается как депривирующая.

Молодые люди, выросшие в семье без отца (в силу разных причин), в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу.

Это влияет на их взгляды, и будущее отцовство для них представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению.

В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придает большое значение семье как основе жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах.

Для него главное — это благополучие семьи, решению её проблем отдается много сил и времени. Как следствие — заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие.

Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом [2].

Представления о собственном отцовстве у молодых мужчин содержат в себе и образ идеального отца, тот образец и эталон, на который можно ориентироваться при формировании реальной отцовской позиции.

О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова, экспериментально исследовав влияние образа отца у подростков на их эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность, представили следующие результаты. Амбивалентный отцовский образ младших подростков-мальчиков влияет на увеличение симптомов депрессии, уменьшение уровня маскулинности.

Для старших подростков-юношей отсутствие отца в семье не будет существенно отражаться на их маскулинности, если при этом образ отца у юноши позитивен или амбивалентен.

Однако если образ отца негативен или недифференцирован, и отец не живет с сыном, его маскулинность будет существенно ниже, чем если бы отец жил с ребенком, даже в случае его негативного образа.

На фемининности девочек младшего подросткового возраста отсутствие отца сказывается только в том случае, когда его образ амбивалентен, а особенно — негативен (это приведет к уменьшению фемининности). Подростки, имеющие в представлениях негативный отцовский образ, также имеют высокий уровень выраженности тревожной и депрессивной симптоматики [3].

Восприятие отца, проявляющего эмоциональную теплоту в отношениях с детьми, связано с меньшим уровнем депрессивности для групп младших и старших подростков обоих полов. Наоборот, эмоционально негативный отцовский образ значимо связан с большим уровнем депрессивности для тех же групп.

Восприятие отца как сверхконтролирующего положительно связано с уровнем депрессивности мальчиков обеих возрастных групп, а с уровнем тревожности — только в старшей возрастной группе.

У девочек такое восприятие отца оказывается положительно связанным с уровнем тревожности только в младшей возрастной категории.

Образ отца, способствующего автономии и независимости подростка, значимо связан с эмоциональным благополучием только у детей младшей возрастной группы, причем для мальчиков — с уровнем депрессивности и тревожности, а для девочек — только с уровнем депрессивности.

Воспринимаемый как позитивный эмоциональный образ отца положительно связан с маскулинностью и фемининностыо мальчиков обеих возрастных групп и фемининностью младших и старших девочек.

Восприятие отца как сверхконтролирующего негативно связано с маскулинностью и фемининностью только у младших подростков-мальчиков.

Восприятие отца как способствующего росту автономии и независимости положительно связано с маскулинностью младших подростков-мальчиков и фемининностью младших подростков-девочек.

Эмоционально позитивный отцовский образ положительно связан как с маскулинностью, так и с фемининностью мальчиков обеих возрастных групп, а для девочек — только с фемининностью. Возможно, это объясняется особенностями идентификации мальчиков с отцом, которая предположительно имеет место независимо от степени его маскулинности.

Если отец андрогинен (отмечается общая тенденция к андрогинизации мужчин) и его образ эмоционально позитивен, то мальчик идентифицируется с андрогинностью отца, т.е. его маскулинностью и фемининностыо.

Для девочек же отцовский образ важен для поддержания и развития чувства женственности, поэтому его позитивность способствует усилению фемининности девочек [4].

Обобщая сказанное, можно заключить, что отсутствие в семье отца и типа его образа у подростка могут быть независимыми причинами определенных проблем психического развития, а иногда и действовать совместно.

Уникальность отца состоит в том, что он способствует отделению ребенка от матери, вводит его в качественно новое пространство отношений, открывая ему мир за пределами замкнутой диады «мать-ребенок», олицетворяет собой закон, порядок, устойчивость семейной структуры.

Читайте также:  Ановуляция, что это такое и можно ли забеременеть

В ситуации, когда отцовский образ эмоционально негативен и холоден, неокрепшее «Я» ребенка может не справиться с внутренней критикой со стороны отцовского образа, отсутствием поддержки и одобрения.

Отделение от матери, развитие чувства автономности будут затруднены, отцовский образ не будет олицетворять собой адекватный закон и систему правил.

Возможными последствиями этого являются проблемы с агрессией (по механизму идентификации с агрессором, чтобы справиться с чувством вины, стыда, разочарования, злости) либо депрессивная симптоматика ребенка [6].

Фактическое отсутствие отца в семье, безусловно, связано с определенными трудностями для ребенка. В то же время и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным, т.к.

связь между полоролевой идентичностью и наличием в семье отца не является однозначной: многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность. Другими словами, отцовское отсутствие не является пагубным само по себе.

Важнее то, как репрезентируется образ «внутреннего отца», представленного в психике ребенка.

Представления об отцовстве у детей из полных и неполных семей имеют существенные различия, кроме того, значение имеет то, каким именно воспринимался образ отца — негативным, отстраненным, амбивалентным.

Однозначной общепринятой теоретической модели, прогнозирующей последствия воспитания в неполной семье для детей, на сегодняшний день не разработано.

Можно лишь говорить о том, что представления об отцовстве формируются не только на основе реального опыта взаимодействия с родителем мужского пола, преломленного через призму собственного восприятия (субъективное отношение), но и с учетом эталона идеального отца, тех качеств, которыми, по мнению ребенка, должен обладать самый лучший отец. Комбинация нескольких компонентов, имеющихся в сознании человека, обусловливает уникальность его представлений об отцовстве.

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами, можно сделать следующие выводы.

В рассмотренных теоретических подходах приведены основные причины отсутствия отца в семейной структуре. В частности, к таковым следует отнести: объективные причины (смерть отца) и причины социального характера (развод, загруженность отца работой, отсутствие внимания к ребенку в семье со стороны отца).

Также указанными авторами приведена возрастная градация восприятия ребенком отсутствия отца в семейной структуре, согласно которой в раннем детском возрасте уход отца из семьи переживается значительно легче, нежели в более поздний возрастной период, в силу несформированной эмоциональной привязанности.

  1. Также следует отметить, что, согласно рассмотренным концепциям, личностные особенности детей из неполных семей отличаются от таковых у детей из полных семей в сторону большего стремления к самоутверждению и самореализации.
  2. В целом отсутствие отца в семье является важным компонентом формирования представления об отцовстве, поскольку у юношей из неполных семей формируются особые паттерны поведения в плане собственного отцовства, которые могут включать в себя как безответственность, так и гиперответственное отношение к собственной роли отца.
  3. Проведенная систематизация взглядов авторов приведенных концепций позволяет рассматривать более подробно и целостно проблему отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера в формировании представления у юношей из неполных семей об отцовстве.
  4. Результаты данной работы могут быть использованы в качестве теоретического подспорья при разработке тренингов по формированию моделей отцовского воспитания, а также в консультативной в работе семейных психологов.
  5. Рецензенты:

Максименко Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологи им. Г.С. Костюка, г. Донецк.

Стяжкина Елена Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.

Библиографическая ссылка

Брага Е.О. ОТСУТСТВИЕ ОТЦА В СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9075 (дата обращения: 21.05.2020).

Педагогические условия, способствующие успешному воспитанию ребенка в неполной семье

Педагогические условия, способствующие успешному воспитанию ребенка в неполной семье

М.Ю. Курносова Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

ma353r@yandex.ru

Семья — институт социализации ребенка. Являясь институтом социализации, она выполняет ряд функций по отношению к ребенку. В неполной семье существуют свои особенности и проблемы воспитания. Воспитание не может быть идеальным. Родители всегда воспитывают детей исходя из своих знаний, умений, опыта.

В неполных семьях неизбежны проблемы в воспитании детей, но главное уметь их преодолевать вместе с детьми. Главное для родителей в воспитании детей — быть для них опорой, служить им примером, быть вместе с ними, а не существовать отдельно от них. В последнем случае нельзя будет сказать об успешности воспитания.

В семье должны сохраняться доброжелательные отношения, хорошая атмосфера, благоприятный эмоционально-психологический климат.

Для того, чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков, нужно соблюдать ряд условийв процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка. В чем заключаются эти условия?

Первым условием является авторитет и личный пример матери (отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери (отца), добровольное и сознательное выполнение ее (его) требований, стремление подражать ей (ему) во всем и прислушиваться к ее (его) советам.

На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребенка. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного примера матери (отца) обусловлена психологическими особенностями детей: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям.

Поэтому так важен требовательный контроль матери (отца) за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Авторитет родителей — это влияние родителей на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Существует два вида авторитета родителей: истинный и ложный. Истинный авторитет родители могут завоевать в том случае, если будут примером для своих детей.

Дети восхищаются своими родителями, ставят их в пример. Родители должны завоевать авторитет у своих детей положительными личностными качествами, своим опытом и знаниями. Лесть, обман не помощники в завоевании истинного авторитета. Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может.

Такой авторитет будет всегда суррогатом и всегда бесполезным [1, с. 281].

Вторым необходимым условием является педагогический такт матери (отца). Авторитет матери (отца) поддерживается ее (его) педагогическим тактом. Педагогический такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми.

Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт матери (отца) тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Третье условие – знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Осведомленность матери (отца) о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение.

Четвертое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека.

Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами.

В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Таким образом, ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.

Пятое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни.

Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени.

Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, однако каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.

Мать (отец) или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл».

Шестое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения.

Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для нее (него) самой приобретает элементы эгоизма: «Я хочу сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель моей жизни…».

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором.

Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери (отца) только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство ее (его) удовлетворенности. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям.

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и матерью (отцом).

Седьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания.

Это обычно очень компетентные, эрудированные матери (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание.

Некоторые матери (отцы) следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных неполных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

Читайте также:  Увеличение лимфоузлов в паху: причины и лечение

Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного.

Здесь речь идет лишь о том, что некоторые матери следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка.

Интересно, что матери (отцы), следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.

Восьмое условие правильного воспитания состоит в формировании индивидуальности ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества.

Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни.

В этих случаях мама (папа) строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством.

Девятым условием, которое необходимо в процессе воспитания, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи.

При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама (папа) передает им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между матерью (отцом) и детьми и становятся одним из средств материнского (отцовского) влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь неполной семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых неполных семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований [2, с.74].

Десятым условием воспитания ребенка в неполной семье является поддержание семейных традиций и приобщение к ним детей крайне важно для успешного воспитания. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

В любой семье существует своя духовная атмосфера дома и только от родителей зависит, будет ли она благоприятной или нет.

Родителям следует приобщать ребенка к определенному распорядку дня, чтобы он рос ответственным, дисциплинированным.

При этом родителям, решившим установить для ребенка распорядок дня, нужно не нарушать его самим, иначе ребенку не пойдет это на пользу, и он будет нарушать некоторые запреты родителей, считая, что так поступать можно.

Приучать ребенка к распорядку дня, к обычаям, сложившимся в семье, к укладу жизни семьи необходимо с раннего возраста. Чем он старше, тем труднее будет родителям с ним и тем меньше он будет их слушаться.

Родители должны составить распорядок дня и для себя, чтобы быть примером подражания для своего ребёнка.

Потом уже, в своей семье ребенок будет прививать своим детям переданный уклад жизни, обычаи, привычки, которые ему передали родители.

Одиннадцатым условием успешного воспитания ребенка в неполной семье является организация совместной деятельности родителей и детей с распределением обязанностей между членами семьи.

Семья в своей семейной жизни сталкивается с ежедневной организацией совместной деятельности. Прежде, чем организовать и осуществить совместную деятельность, родители распределяют обязанности между всеми членами семьи.

Детям даются посильные обязанности, с которыми они смогут справиться.

В основном распределением ролей в совместной деятельности и распределением обязанностей между всеми членами семьи занимается женщина. Она распределяет обязанности между членами семьи таким образом, чтобы все участвовали в деятельности одинаково.

Дети наравне со взрослыми выполняют посильную для них работу. Данная совместная деятельность учит ребенка организованности, ответственности, поддержанию порядка в доме. Семья сплачивается еще теснее. Если в семье на данный момент существовали конфликты, совместная деятельность поможет их преодолеть [3, с.138].

Двенадцатое условие – адекватная полоролевая социализация ребенка.

В семье несколько ролевых функций женщины роль матери, воспитателя, хранительницы домашнего очага. Женщина должна быть примером для девочки. Именно мама приучает девочку к домашней работе, к порядку в доме, к самообслуживанию.

Воспитывать мальчика женщине трудно потому, что психология мальчиков и девочек очень сильно различается, и если у женщины не было братьев, если с мужем она давно разошлась или его не было вовсе, если, к тому же, она сама росла в неполной семье, ей очень трудно представить себе, что это за штука, психология мальчишки.

Нередко, сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или с собой в детстве, мама делает явно неутешительные выводы: неусидчивый, невнимательный, грязнуля, грубиян.

Едва малыш встанет на ножки, его начинают «перевоспитывать», требуя аккуратности, прилежания, умения «спокойно играть без криков и драк», – всего того, что абсолютно несвойственно мальчику.

А ведь различия между полами обуславливаются тончайшими процессами, происходящими в нашем мозгу, их основа закладывается еще в утробе; значит, «корректируя», как нам кажется, поведение шумного, подвижного мальчишки, мы на самом деле подавляем его психику, нарушаем естественный ход становления его личности [5, с.51].

Формирование эталонов мужественности предполагает достаточную определенность этих эталонов. В связи с этим можно вполне согласиться с психологом и педагогом Б.Ю.

Шапиро, утверждающим, что в формировании у юношества идеалов мужчины следует обратить внимание на те качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, благородство, силу, способность к самоконтролю, духовность любви.

Вышесказанное тем более необходимо, что подростки и юноши в поисках своего «Я» сплошь и рядом ориентируются не на внутреннее, а на внешнее, причем зачастую мнимое: грубость, развязность, цинизм, курение и употребление алкоголя как символы «взрослости» [6, с.57].

Для успешного воспитания ребенка в неполной семье родителям необходимо соблюдать перечисленные педагогические условия, так как многое в успешности воспитания зависит от родителей.

Литература

1.Макаренко, А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1985

2.Костенко, М.А. Помогая неполной отцовской семье / М. А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. — М., 2002. — №1. – С. 73-76.

3.Никитина,Н. И., Глухова, М. Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2007.

4.Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М. :Владос, 2003.

5.Макарова, 3. Ребенка воспитывает одна мать / З. Макарова // Воспитание детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 2006.

6. Кириллова, М. Особенности воспитания ребенка в неполной семье / М. Кириллова, О. Цаплина // Воспитание дошкольников: энцикл. дошкол. воспитания. — 2010. — № 5. — С. 54-66.

Проблемы воспитания ребенка в неполной семье

На современном этапе развития общества наблюдается увеличение количества семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей.

Причинами выступают рост количества разводов, смерть родителя одного из родителей, с желанием матери родить и воспитать ребенка «для себя» и т.д.

Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего ребенка.

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей.

Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей [3, с. 235].

Cемейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Очень важно, у каждого ребенка должны быть и отец и мать.

  • В неполной семье важно то, как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и каким образом поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с ними. Выделяют следующие разновидности неполных семей:
  • — осиротевшие,
  • — внебрачные,
  • — разведенные
  • — распавшиеся.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми.

В связи с этим мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой возможности развития отклонений в развитии ребенка.

По словам Й. Лангмейера и З.Матейчека, в семье каждый отдельный член выполняет естественным, спонтанным образом определенную роль и удовлетворяет жизненные потребности ребенка — физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные.

Если в семье отсутствует какой-либо основной член, то легко возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда можно заместить роль, которую данный член семьи должен был бы выполнять в отношении ребенка и в отношении всей семейной единицы [2, с. 146].

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой и В.С. Собкина наиболее рапространенными стилями воспитания в неполных семьях являются:

  1. — неустойчивый стиль воспитания,
  2. — гипопротекция (либо полная безнадзорность, либо недостаток опеки и контроля за поведением детей),
  3. — потворствующая гиперпротекция,
  4. — эмоциональное отвержение.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, должно быть оба типа мышления: и мужской, и женский.

Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Присутствие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению.

Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

  • Мы подобрали некоторые рекомендации родителям, воспитывающим детей в неполной семье:
  • — говорите с ребенком и слушайте его;
  • — поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
  • — чаще хвалите, а не наказывайте — эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;
  • — помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу;
  • — развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами в вашем окружении [1].
Читайте также:  Цистон при цистите - инструкция по применению

Подводя итог, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве.

Отсутствие одного из родителей, приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка.

Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд.

Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей.

Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению социально-психологических особенностей формирования личности ребенка в неполной семье, необходимо ответить на вопрос — что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.

В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка.

Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

  1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье.

Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни.

Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению.

Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях.

Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка.

История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность.

Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки.

Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль.

Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами.

Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому.

В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью.

В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами.

В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика.

Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве.

Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector