Можно ли причащаться во время месячных?

Правильное Евангелие на праздник святителя Николая

Можно ли причащаться во время месячных? Иерей Максим Юдаков, Берлин

Задача не требует нестандартных решений. См. приложение… Продолжение

Может ли правящий архиерей требовать от клирика открытия тайны исповеди?

Можно ли причащаться во время месячных? Протоиерей Николай Важнов, Москва

Нет. Есть тайна Исповеди, если священник ее раскрывает, то это смертный… Продолжение

  • ПАСТЫРСТВО
  • ТАИНСТВА
  • исповедь

Вопросоответ

Рукоположение разведённого диакона

Можно ли причащаться во время месячных? Епископ Константин (Островский), Коломна

Вопрос рукоположения разведённых диаконов требует большого изучения… Продолжение

Также ответил

Можно ли причащаться во время месячных? Протоиерей Димитрий Пашков, Москва

Обязательно ли ходить матушке в тот же приход, где служит её муж?

Можно ли причащаться во время месячных? Протоиерей Александр Белый-Кругляков, Усть-Илимск

Я думаю, что матушке ходить в храм, где служит её муж — хорошо и,… Продолжение

Также ответили

Можно ли причащаться во время месячных? Протоиерей Георгий Бреев, Москва Можно ли причащаться во время месячных? Протоиерей Николай Важнов, Москва

  • ЛИЧНОСТЬ СВЯЩЕННИКА
  • семья священника
  • ПРИХОД

Разногласия среди клириков одного прихода

Можно ли причащаться во время месячных? Архимандрит Иов (Гумеров), Москва

Действующий «Устав Русской Православной Церкви» (Глава XVII Приходы)… Продолжение

Также ответили

Можно ли причащаться во время месячных? Митрополит Лонгин (Корчагин), Саратов Протоиерей Владимир Воробьев, Москва

Четверговая соль

Протоиерей Андрей Кривонис, Севастополь

Церковь в своих священнодействиях и молитвах освящает… Продолжение

Слова диаконских диалогов, которых нет в служебнике, но установились на практике. Откуда они и нужны ли?

Протоиерей Андрей Кривонис, Севастополь

Причина различия между последованием Проскомидии изложенным… Продолжение

Об освящении верб и куличей мирянами

Редакция сайта ПАСТЫРЬ

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что… Продолжение

О неотпевании самоубийц и отпевании всех остальных

Епископ Алексий (Поликарпов), Москва

Также ответили

Протоиерей Павел Хондзинский, Москва Епископ Константин (Островский), Коломна Митрополит Лонгин (Корчагин), Саратов Епископ Пантелеимон (Шатов), Москва

О совершении поклонов перед перенесением Преждеосвященных Даров

Как священники узнают о критических днях?

“У обычной православной женщины такое выражение лица, будто это ее сын развязал Вторую мировую войну”.

Эта фраза из  очень неплохой статьи о посте  неожиданно вызвала бурю эмоций у женщин – читательниц, которые поинтересовались, какое право имеет монах или священник рассуждать о выражении лица незнакомой ему дамы.

Замечание справедливое. Сегодня я послушал несколько  выступлений московского священника – одного из самых популярных проповедников последних лет. Он говорит о женщинах так, как будто перед ним сидят неразумные дети.  Хамские интонации, бедная агрессивная речь и абсолютная уверенность, что  его будут слушать.

К сожалению,  он прав. На его встречах с людьми, записанных на видео, видно, что в зале сидят почти  одни дамы. Мужчин в зале нет. Православные христианки слушают его вместо того, чтобы указать этому священнику на недопустимость подобного тона в публичных выступлениях.

  • Я сознательно не буду приводить цитаты этого священнослужителя, лишь уточню, что к цитате, которую я привел в начале статьи, он никакого отношения не имеет.
  • Я – мужчина, и мне непонятны многие женские проблемы.
  • Например, споры о том, может ли девушка причащаться или ходить в храм во время критических дней, или рассказы о том, как какой-то священник не допустил в эти дни женщину до причастия.

Можно ли причащаться во время месячных?

Фото с сайта ortodox.md

При разговоре на эти темы мне всегда хочется задать лишь один вопрос: «Как священник узнал о том, что у вас сегодня месячные?». На исповеди обычно люди говорят о грехах, но критические дни –  это не грех, поэтому не стоит говорить об этом на исповеди. Точно так же подросткам не стоит говорить на исповеди об эякуляции во сне, достаточно помыться перед походом в церковь.

Точно также не стоит супругам говорить на исповеди о своей интимной жизни, если они не изменяют партнеру.  

Некоторые христиане, независимо от пола, приходя в храм, забывают о том, что у любого человека есть личное пространство, куда он не должен пускать посторонних.

Люди слишком много рассказывают о себе малознакомым священникам, а потом с изумлением читают статьи, официальные церковные документы, посвященные проблемам месячных, или интимным отношениям между супругами, или ночным поллюциям.

Хотя эти вещи скорее нужно обсуждать с мужем, психологом или врачом, а не со священником во время исповеди.  

В результате батюшка в храме знает о своих прихожанах куда больше, чем это необходимо для борьбы с грехами. Разумеется, это не касается отношений духовника или священника, который действительно хорошо знает человека и которому доверяет мирянин.

К сожалению, некоторые священники включают тему критических дней в общую беседу перед исповедью или даже прямо спрашивают женщину об особенностях ее интимной жизни в браке или о том, есть ли у нее в данный момент месячные.

Причину таких нескромных вопросов лучше всего объяснил игумен Петр (Мещеринов) в своей книге «Проблемы воцерковления»: «У нас нет традиции индивидуального и уважительного подхода к людям.

У нас человек как пришёл в Церковь, так тут же на него накладывается общее: “три дня перед причащением”… “среды-пятницы-большие посты, и непременно по Уставу, ну в крайнем случае масло можно”… “молитвенное правило от сих до сих”… “не нами положено, не нам и изменять, нужно подчиняться, вырабатывать смирение”… и т. п.

А между тем, люди все разные, у всех своя мера, и задача воцерковления – не одеть всех в одинаковую одежду, построить в каре и заставить ходить в ногу, но помочь человеку обрести Христа и стать тем, кем его – именно его, никого другого, и тем более никакой не коллектив – хочет видеть Господь».

Можно ли причащаться во время месячных?

Фото с сайта hramnovokosino.ru

Вот это желание «одеть всех в одинаковую одежду» и приводит к тому, что супругов спрашивают о подробностях интимной жизни, женщин – о критических днях.

Хотя ни то, ни другое не является грехом – муж и жена имеют право любить друг друга любой день в году.

Напротив, для супружеского воздержания необходимо согласие мужа и жены, а не средневековые правила или приказ священника только одному партнеру.

Поэтому женщина имеет полное право не говорить священнику, которого она мало знает, о состоянии своего организма или интимной жизни в законном браке.

Можно найти мягкую форму ответа на такие вопросы, которая, с одной стороны, не будет обманом, поскольку человек не утаивает грехи, с другой, защитит исповедника от возможной психологической травмы.

Вот как об этом говорил митрополит Сурожский Антоний: «Человек должен исповедовать свои грехи, это первое; он должен быть научен постепенно с большей тонкостью понимать свои душевные состояния, оценивать свои поступки и их исповедовать. Но исповедовать грехи, которые когда-то были просто записаны досужими монахами и вошли в списки, совершенно бессмысленно, это ничему людей не учит.

Исповедь должна быть совершенно личная. Она неминуемо будет неполная, но она будет реальная. Она будет неполная в том смысле, что другой человек, более духовно зрелый или лучше наученный или более опытный, найдет в себе, может быть, и другие грехи, но в данную минуту тот человек, который исповедуется, должен исповедовать свои собственные грехи».

Это означает, что и женщины, и мужчины на исповеди у священника должны говорить лишь о том, что сами считают грехом. При таком подходе проблемы супружеских отношений или критических дней не предмет для покаяния или упреков.

К тому же каждый из нас далеко не все говорит священнику на исповеди.

Мы не сообщаем батюшке ПИН-код своей банковской карты, не даем ему ключи от своей квартиры или машины.

Зачем же тогда не очень знакомому человеку рассказывать о подробностях своей интимной жизни, а потом страдать из-за того, что священник не допустил до причастия или запретил целовать крест и иконы? Еще раз напомню, что речь идет не о сокрытии грехов, а об очень простом праве на личное пространство.

  1. Прежде чем спрашивать у священника совета в глубоко интимных вещах, к нему стоит присмотреться, понаблюдать, как он общается с другими людьми, и лишь потом пускать человека в пространство вашей семьи или предельно важных для вас вещей.
  2. И улыбаться нам всем стоит все-таки почаще, тогда будет меньше поводов для взаимных обид.
  3. От редакции: рекомендуем книгу митрополита Антония Сурожского «Радость покаяния».

Можно ли причащаться во время месячных? Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Можно ли причащаться во время месячных? Автор статьи: Андрей Зайцев

Руководитель благотворительного фонда «Счастливый мир».

Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться?

Можно ли причащаться во время месячных?О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил — они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более — «душа человека в крови его»).

Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных.

Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины.

Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы.

Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

Читайте также:  Прыщи на лице после противозачаточных, что делать

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Христос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим. 4:4).

Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли.

Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее.

Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

  • На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.
  • Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.
  • Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых.

Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется.

Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто».

«Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа.

Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца.

На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.

Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.

Читайте также:  Внематочная беременность: признаки на ранних сроках

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

  1. На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»
  2. _______________________________________________________
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ
  4. Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

«Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.

), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом.

При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено.

Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же «приняла Св. Тайны».

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут «приступать к Святой трапезе» в действительности означают — причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью…»

Ответы диакона Андрея Кураева и о.Дмитрия Смирнова.

  • Ответ о. Димитрия (Смирнова):
  • Ответ диакона Андрея Кураева:

Ссылка по теме:

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (194541) раз

Нижегородская Митрополия

Можно ли причащаться во время месячных?

Слуги Соломона закапывают Животворящее Древо, 1452–1466. Пьеро делла Франческа

Жизнь Церкви, ее история и традиции — глубокая и полноводная стихия, питающаяся из разных источников, главным из которых неизменно остается Священное Писание.

Поэтому к некоторым различиям в советах и установлениях, толкованиях и обычаях не стоит относиться чересчур драматически — они, скорее всего, всегда будут, и задача каждого православного человека — избрать для себя достойное доверия основание, подойдя к вопросу выбора с чистой совестью.

Можно ли женщине в критические дни входить в храм, причащаться, прикладываться к иконам и кресту?

— Однозначного ответа на этот вопрос вы не найдете. Одни священники говорят, что заходить в церковь во время месячных нельзя. Другие — что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам в такие дни приходить в церковь, но запрещают причащаться, участвовать в таинствах, прикладываться к святыням.

Запрещение входить в храм во время месячных и другие ритуальные для женщин ограничения мы находим в Ветхом Завете (см. Книгу Левит). Эти правила тогда строго соблюдались.

Пример Пресвятой Богородицы — она жила в храме до 12 лет, после чего была обручена и отправлена в дом праведного Иосифа, «чтобы не осквернять святилище Господа» (Протоевангелие Иакова). Новый Завет внес в понятие «чистоты» поправки.

Христос говорит: «…ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека…» (Мк 7:15).

Что же именно оскверняет? «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —  все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»  (Мк 7:21–23). Вот  как определил нечистоту Спаситель.

В Русской Церкви в прежние века очень строго относились к понятию женской нечистоты. Даже рожать женщина должна была за пределами жилища, в бане, например, чтобы не осквернять дом, не говоря уже о посещении церкви в критические дни или сразу после родов. Сейчас, как было сказано, к сожалению, нет единого мнения по этому вопросу.

Сам я согласен с такой точкой зрения, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно. Даже нужно! Ведь Христос помогает именно тем, кто искренне верит Ему.

А чистота тела не играет в этом большой роли. Думается, это в большей степени отвечает новозаветным принципам. Может быть, из благочестивых соображений не причащаться в эти дни, но при этом не навязывая свое мнение другим людям.

Сколько дней нужно поститься перед причащением? В разных книгах написаны разные сроки.

— Поститься и готовиться к причастию не одно и то же. Да и сам вопрос, сколько дней, не столь важен по сравнению с вопросом, как это делать. Вот об этом и стоит, пожалуй, больше всего побеспокоиться. Чтобы, «отпостившись», как мы сами для себя решим, положенное, не впасть в опасное впечатление, будто вот теперь можно и причаститься.

Заслужили… Тело же и Кровь Господни — святыня такая, что всей жизни не хватит, чтобы достойно приготовиться к причастию ей. Традиционно православные люди готовятся к причащению Святых Христовых Таин в течение недели.

Эта подготовка включает в себя не только пост, то есть воздержание от той или иной пищи, но еще — и это главное — пост духовный, который включает в себя молитву, сохранение душевного равновесия, примирение со всеми, кого сам обидел или кто обидел тебя. Накануне обычно прочитываются, кроме утренних и вечерних молитв, три канона и Последование ко Святому Причащению.

В отдельных случаях такая подготовка (ее еще называют говением) сокращается до трех дней, а для тяжелобольных людей может быть ограничена одним днем. Все нюансы подготовки к исповеди и причащению лучше выяснить в храме в индивидуальной беседе со священником.

Расскажите о происхождении Креста, на котором был распят Спаситель. Слышала много разных историй — какая из них истинная?

— Крест, на котором был распят Иисус Христос, называется еще Животворящий Крест, или Истинный Крест, или Крест Господень, или Животворящее Древо. О происхождении его существует множество версий.

Евангелия ничего не говорят об этом, в них Крест упоминается как уже готовый предмет, как орудие казни. Легенд же о том, как он был изготовлен, немало. Одна из них говорит о райском древе, другая — о трехсоставном кресте, в котором каждая часть была изготовлена из разных пород дерева. Столб — из кипариса, перекладина — из сосны, подножие — из кедра.

Интересна так называемая «золотая легенда», основа которой взята из апокрифического «Евангелия от Никодима».  Когда Адам был при смерти, его сын Сиф пошел к вратам Рая с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца.

Однако явившийся Архангел Михаил сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа), и дал Сифу ветвь от древа познания добра и зла, плод с которого Адам вкусил во время грехопадения. Вручив ветвь, Архангел сказал: «Если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным».

Вернувшись домой, Сиф нашел Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот. по другим версиям, Сиф надел на голову Адама венок, сплетенный из этой ветви, или же это сделал сам Адам, который был еще жив к моменту возвращения Сифа. Затем из ветки проросло дерево в виде трех сросшихся стволов и продолжало расти тысячелетия до наступления времен царя Соломона.

Соломон, срубив дерево, пытался употребить его при строительстве Иерусалимского храма, однако оно не подошло из-за размеров. Брус использовали при строительстве моста. Когда известная своей мудростью царица Савская нанесла визит Соломону, она преклонила перед древом колени.

Поклонившись, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, и оттого царству иудеев придет разорение и конец. Затем, вместо того чтобы ступать по дереву, она босая перешла ручей вброд. Испугавшийся Соломон приказал закопать брус. Древесина была найдена при строительстве бассейна для омовения внутренностей жертвенных животных.

Однако вода в нем прославилась исцелениями, и его превратили в целебную купальню (это та самая Вифезда, имевшая пять крытых ходов). После ареста Христа древо всплыло из вод купальни. Из него и решили изготовить Крест для распятия Иисуса Христа, а именно вертикальный несущий столб. Поперечный брус, табличка и подножье были сделаны из других пород дерева.

По другой, не менее красивой легенде дело было так. Лот, как говорит Священное Писание, согрешил с собственными дочерьми, которые так жестоко обошлись с отцом, чтобы не остаться бездетными. Осознав свой грех, он пошел к Аврааму на покаяние. Для искупления этого греха святой Авраам вручил ему три чудесных посоха.

Сам же патриарх получил их накануне гибели Содома и Гоморры. Господь оставил их, явившись ему и Саре в виде трех Ангелов в Хевронской дубраве Мамре. Авраам повелел Лоту посадить эти посохи и поливать их водой, а когда появятся листочки, дерево оживет — это будет знамением его прощения.

Сорок лет нес Лот большие труды в наказание за грех кровосмесительства. Каждое утро он шел со своим осликом далеко за водой и лишь к вечеру возвращался в долину. Дьявол всячески мешал ему, принимая вид встречных странников, просящих пить. Но все же каждый раз Лот доносил хоть немного драгоценной влаги.

Так продолжалось до тех пор, пока из трех посохов не выросло необычное дерево: не кипарис, не кедр и не певг, а Древо вообще — Древо Жизни. Оно имело единый ствол с тремя разделениями наверху — триединое дерево — образ Троицы. Лот понял, что грех его прощен. Это дерево выросло очень красивым.

Читайте также:  Нмц в гинекологии (нарушение менструального цикла)

И именно из него по прошествии тысячелетий изготовили Крест Господень…

О чем следует думать, читая все эти истории? О том, что, скорее всего, мы никогда точно не узнаем о происхождении Креста, послужившего орудием казни Иисуса Христа. Но это, мне кажется, не столь и важно. Главное, чтобы мы помнили, что этот Крест стал орудием нашего спасения.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Можно ли причащаться и ходить в храм во время месячных?

ФОМА

«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: “Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей.

Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить.

Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо.

Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения.

Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

Протоиерей Андрей Ефанов

Можно ли женщинам причащаться и ходить в церковь во время месячных?

Ольга Федорив

Отвечает протоиерей Игорь Рябко:

– Очень часто священникам задают такой вопрос: «Почему с месячными нельзя ходить в церковь?» А ведь в самой его формулировке содержится ошибка. В критические дни женщинам в храме нельзя причащаться, но заходить в храм и присутствовать на богослужении можно.

Но, чтобы было понятнее, почему, давайте сделаем небольшую экскурсию в историю. 

Предписания, которые касаются того, что «чисто», а что нет, мы находим в Ветхом Завете. Если посмотреть внимательно на все, что касается ритуальной нечистоты человека, мы увидим, что это так или иначе связано с нормами гигиены. Нечистота –  это мертвое тело, разные истечения, некоторые болезни.

В Новом Завете Сам Бог, ставший Человеком, говорит о том, что место, откуда исходит «нечистота», находится значительно выше пояса.

Наше поврежденное грехом сердце генерирует ту нечистоту, которая оскверняет человека. А все то, что относится к нашей  физиологии, нечистым быть не может.

Об этом Спаситель не только говорит словами, но и показывает своими поступками, нарушая многие «табу», которые свято блюли иудеи.

Он прикасается к мертвым (исцеление сына вдовы наинской), позволяет прикасаться к себе кровоточивой женщине, и несмотря на то, что она формально нарушила закон, коснувшись к нему в нечистоте, Иисус говорит ей: «Дерзай, дочь».

Апостол Павел много давал объяснений по поводу того, что «чисто», а что нет. Но у него нет ни слова о так называемой «женской нечистоте».

Мы точно знаем, что христиане причащались на службах в каждый первый день недели, и не знаем ни одного исторического памятника того времени, который бы запрещал это делать женщинам во время месячных.

Если бы такое правило тогда было, то о нем обязательно упомянули бы церковные авторы.

Впрочем, со временем упоминание о критических женских днях появляется, но лишь в середине третьего века. 

Святой Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления» пишет об этом вопросе жестко: «Воздерживайся женщина от пустых речей…ничего не наблюдая – ни естественного очищения.. ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых,…и естественное очищение не мерзко перед Богом, который премудро все устроил».

В шестом веке уже святитель Григорий Двоеслов пишет архиепископу Августину: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано ей от природы».

Он также пишет и о том, что: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святаго Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха». Эта точка зрения и стала преобладающей на Западе, где вопросы с женскими критическими днями вообще никогда не стояли на повестке дня.

На Востоке все же стала преобладать следующая точка зрения: ради благоговения и страха Божия перед великим Таинством, женщине все же лучше воздержаться от того, чтобы в эти дни причащаться Святых Христовых Тайн. Об этом пишет святой Дионисий Александрийский и некоторые другие святые Отцы. Хотя нужно сказать, что не все с ними были согласны.

Например, святитель Афанасий Александрийский по этому поводу полемизирует: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейный, что имеет греховного или нечистого естественное извержение? Как, например, если бы кто-то захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюны изо рта? Мы только тогда оскверняемся, когда делаем всякий грех, зловония худший».

Но уже через тридцать лет приемник Афанасия по кафедре святой Тимофей Александрийский на эту же тему говорил иначе. На вопрос, можно ли крестить или причащать женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Как мы видим, спорным вопросом является только один – причащать или нет? По поводу всего остального – ходить в храм, прикладываться к святыням, целовать Евангелие – речь даже не идет. Конечно, можно.

Резюмировал полемику по этому вопросу Святейший Патриарх Сербский Павел в своей статье: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)?»

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

На первый взгляд вывод «причащаться в этом состоянии нельзя» противоречит всему предыдущему тексту – «эта нечистота только физическая, телесная» Но, с другой стороны, мы можем сделать вывод, почему же нельзя. Причина одна – благоговейное отношение к таинству.

Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам все же прислушаться к авторитетному мнению всей церковной полноты и сделать правильные выводы. Месячные – это не та «нечистота», с которой нужно бороться. Бойтесь той нечистоты, которая на самом деле отлучает от Бога – нечистоты нашей падшей души.

Так называемая «женская нечистота»

Многие женщины слышали, что во время месячных грех приходить в храм и прикасаться к святыне, потому что это время, когда женщина в «нечистоте».

В Ветхом Завете существует множество предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота — это прежде всего мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин. В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, ставшей свойством человеческого естества после грехопадения Адама и Евы.

Смерть, болезни, истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни — все это напоминает о человеческой смертности, о поврежденности человеческой природы в грехопадении.

Чтобы помнить о том, что грехопадение повредило человеческую природу и отдалило нас от общения с Богом, ветхозаветные люди и не прикасались во время ритуальной нечистоты к святыне.

В Новом Завете мы не найдем момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже когда Он встречается со смущением женщины, явно нарушившей правило о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей: «Смелее, дочь!» (Евангелие от Матфея, глава 9, стих 22).

В источниках древней Церкви нет никаких свидетельств о том, что женщин во время месячных отлучали от причастия, есть только свидетельства о том, что все христиане каждую неделю собирались на литургию и за каждой литургией все причащались.

Что говорят по этому вопросу святые отцы? Святой Климент Римский пишет, что можно женщинам в эти дни ходить в храм и причащаться. Святой Григорий Двоеслов с ним согласен.

Святой Афанасий Александрийский рекомендует женщинам входить в храм, но не рекомендует причащаться.

Святой Дионисий Александрийский рекомендует и причащаться и пишет, что мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни. Святой Тимофей Александрийский — что бывать в церкви можно, а причащаться нельзя.

Современный богослов, патриарх Сербский Павел, пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Большинство современных православных священников не рекомендуют женщине причащаться во время месячных, притом что посещать храм и прикасаться к святыне можно. Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание — оскверняет человека лишь грех.

Женщинам рекомендуется не бояться в дни месячных входить в храм и прикасаться к иконам, Евангелию, свечам, а вопрос, приступать ли в эти дни к таинствам, решать лично со своим духовником.

(При подготовке статьи мы обращались к статье священника Константина Пархоменко.)

Что делать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector